Формирование УУД в рамках реализации проектов дополнительного образования

«Литературная гостиная», «Школьные СМИ»

 

Литература занимает особое место в системе дополнительного образования. Как один из ведущих гуманитарных предметов она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Язык литературы – это язык культурных традиций и этических ценностей, язык вымысла и жизненной правды, язык автора и его героя, писательского замысла и читательского понимания.

 

Получать дополнительное литературное образование – значит усваивать культурные ценности. Приобрести его в полной мере можно посредством литературных гостиных – проекта, успешно реализуемого мною на протяжении нескольких лет.

 

Литературная гостиная предполагает:

·        осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

·        выразительное чтение художественного текста;

·        ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

·        анализ и интерпретацию произведения;

·        целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

·        создание собственных поэтических и прозаических произведений;

·        участие в творческих конкурсах в качестве автора произведения;

·        встречи с современными представителями литературы Донецкого края;

·        театрализованные презентации произведений донецких писателей и поэтов.

Общение школьника с произведениями искусства слова на литературной гостиной – это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту народа, развитие собственного творческого потенциала.

 

В новом тысячелетии все более актуальной становится необходимость всестороннего использования в образовательном пространстве школы информационных компьютерных технологий.

Их системное внедрение открывает возможность качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения.

Реализацию этой задачи обеспечивает проект «Школьные СМИ», руководителем которого я являюсь.

Широкому кругу читателей (педагогам и ученикам школы, их родителям, представителям районного методического кабинета и общественности) хорошо знакома функционирующая на протяжении 15 лет школьная газета «Стопятнашка», представленная в электронном виде. Ежемесячные ее выпуски публикуются на сайте школы.

Членами редакции являются учащиеся школы. В штат входят главный редактор, корректор, дизайнер, фотограф и корреспонденты.

В каждом номере газеты имеют место постоянные рубрики: «Колонка редактора», «Все флаги в гости к нам», «Культуру в массы», «Литературная страничка». Кроме них, респонденты из разных классов представляют свои репортажи о достижениях в области культуры и спорта, мероприятиях или путешествиях, интервью с педагогами или выдающимися гостями школы.

Создание школьного телевидения - не только отражение значительных событий в школе, но само по себе совершенно новая форма организации жизни всех учащихся школы, в которой они смогут проявить свою социальную активность, интеллектуальный и творческий потенциал.

Данный проект позволяет не только расширить рамки общения, но и выйти на новый уровень – уровень делового общения с использованием современных, телекоммуникационных возможностей.

Свою миссию участники проекта видят в осуществлении связи с социальной средой, что является основой формирования гражданской компетентности, чувства личной ответственности за осознанно выбранное мировоззрение и связанную с ним деятельность.

Информационные ресурсы нашей школы позволяют соединить   социальную активность подростков и реализацию принципа межпредметной  интеграции его знаний и имеющегося жизненного опыта на новом, телекоммуникационном уровне, решить проблему социализации личности в современном  телекоммуникационном  обществе.

В процессе реализации данного проекта осуществляется:

·        Практическое приобретение учащимися навыков работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний.

·        Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

·        Трансляция основных школьных мероприятий.

·        Формирование социально-информационной культуры учащихся.

·        Содействие гражданскому и профессиональному росту учащихся, их успешной самореализации.

·        Привлечение внимания государственных и общественных структур к проблемам развития детского экранного творчества.

Проект «Школьное телевидение» реализуется в течение двух лет. За истекший период созданы такие продукты как

·        Канал в YouTube;

·        Трансляции школьных и районных мероприятий (праздников, митингов, фестивалей;

·        Трансляции предметных онлайн консультаций в рамках подготовки к ГИА;

·        Тематические ролики участников школьных, районных и республиканских конкурсов чтецов, ораторского мастерства, патриотической направленности;

·        Репортажи городских мероприятий;

·        Рекламные ролики городских мест досуга;

·        Интервью.

В процессе реализации проекта создаются условия:

·        для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

·        для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся;

·        для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

·        для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

·        для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Школьные СМИ» находят свое решение его главные задачи:

·        формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Донецкой Народной Республики, как языку межнационального общения;

·        овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

·        овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога