Формирование УУД в рамках реализации проектов дополнительного образования
«Литературная
гостиная», «Школьные СМИ»
Литература занимает
особое место в системе дополнительного образования. Как один из ведущих
гуманитарных предметов она содействует формированию разносторонне развитой,
гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к
гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые
условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого,
способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к
окружающему миру.
Язык литературы – это
язык культурных традиций и этических ценностей, язык вымысла и жизненной
правды, язык автора и его героя, писательского замысла и читательского
понимания.
Получать дополнительное
литературное образование – значит усваивать культурные ценности. Приобрести его
в полной мере можно посредством литературных гостиных – проекта, успешно
реализуемого мною на протяжении нескольких лет.
Литературная гостиная
предполагает:
·
осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров;
·
выразительное чтение художественного текста;
·
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
·
анализ и интерпретацию произведения;
·
целенаправленный поиск информации на основе знания ее
источников и умения работать с ними;
·
создание собственных поэтических и прозаических
произведений;
·
участие в творческих конкурсах в качестве автора
произведения;
·
встречи с современными представителями литературы Донецкого
края;
·
театрализованные презентации произведений донецких
писателей и поэтов.
Общение школьника с
произведениями искусства слова на литературной гостиной – это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту народа, развитие собственного творческого
потенциала.
В новом тысячелетии все более актуальной становится
необходимость всестороннего использования в образовательном пространстве школы информационных
компьютерных технологий.
Их системное внедрение открывает возможность
качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти
к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью
эффективности обучения.
Реализацию этой задачи обеспечивает проект «Школьные
СМИ», руководителем которого я являюсь.
Широкому кругу читателей (педагогам и ученикам школы,
их родителям, представителям районного методического кабинета и общественности)
хорошо знакома функционирующая на протяжении 15 лет школьная газета
«Стопятнашка», представленная в электронном виде. Ежемесячные ее выпуски
публикуются на сайте школы.
Членами редакции являются учащиеся школы. В штат
входят главный редактор, корректор, дизайнер, фотограф и корреспонденты.
В каждом номере газеты имеют место постоянные рубрики:
«Колонка редактора», «Все флаги в гости к нам», «Культуру в массы»,
«Литературная страничка». Кроме них, респонденты из разных классов представляют
свои репортажи о достижениях в области культуры и спорта, мероприятиях или
путешествиях, интервью с педагогами или выдающимися гостями школы.
Создание школьного
телевидения - не только отражение значительных событий в школе, но само по
себе совершенно
новая форма организации жизни всех учащихся школы, в которой они смогут
проявить свою социальную активность, интеллектуальный и творческий потенциал.
Данный проект позволяет не
только расширить рамки общения, но и выйти на новый уровень – уровень делового
общения с использованием современных, телекоммуникационных возможностей.
Свою миссию участники проекта видят в осуществлении
связи с социальной средой, что является основой формирования гражданской
компетентности, чувства личной ответственности за осознанно выбранное
мировоззрение и связанную с ним деятельность.
Информационные ресурсы
нашей школы позволяют соединить социальную активность подростков и
реализацию принципа межпредметной интеграции его знаний и имеющегося
жизненного опыта на новом, телекоммуникационном уровне, решить проблему социализации
личности в современном телекоммуникационном обществе.
В процессе реализации
данного проекта осуществляется:
·
Практическое
приобретение учащимися навыков работы над созданием телевизионных программ как
универсального способа освоения действительности и получения знаний.
·
Развитие
творческих и исследовательских способностей учащихся, активизация личностной
позиции учащегося в образовательном процессе.
·
Трансляция
основных школьных мероприятий.
·
Формирование
социально-информационной культуры учащихся.
·
Содействие
гражданскому и профессиональному росту учащихся, их успешной самореализации.
·
Привлечение
внимания государственных и общественных структур к проблемам развития детского
экранного творчества.
Проект «Школьное
телевидение» реализуется в течение двух лет. За истекший период созданы такие
продукты как
·
Канал
в YouTube;
·
Трансляции
школьных и районных мероприятий (праздников, митингов, фестивалей;
·
Трансляции
предметных онлайн консультаций в рамках подготовки к ГИА;
·
Тематические
ролики участников школьных, районных и республиканских конкурсов чтецов,
ораторского мастерства, патриотической направленности;
·
Репортажи
городских мероприятий;
·
Рекламные
ролики городских мест досуга;
·
Интервью.
В процессе реализации проекта создаются условия:
·
для развития
личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
·
для развития
способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации
обучающихся;
·
для формирования
социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и
социально-профессиональных ориентаций;
·
для включения
обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них
лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных
проектов и программ;
·
для формирования
у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,
проектно-исследовательской и художественной деятельности.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Школьные
СМИ» находят свое решение его главные задачи:
·
формирование у
обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Донецкой Народной Республики, как языку межнационального
общения;
·
овладение
функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых
средств;
·
овладение
основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как
средства коммуникации и средства познания.
Комментарии
Отправить комментарий