ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» 

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Бабич Ирина Николаевна

учитель русского языка и литературы, учитель-методист

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специализированная школа с углубленным изучением

иностранных языков № 115 города Донецка»

г. Донецк, ДНР

 

Аннотация. Рассматриваются результаты реализации творческого проекта «Литературная гостиная», ставшего инновационным методом гражданско-патриотического воспитания молодежи в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, компетенции, творческий проект, творческий продукт.

Программа гражданско-патриотического воспитания определяется сегодня как самая приоритетная в молодежной политике Донецкой Народной Республики. Для современного общества чрезвычайно важно, какая личность сформируется в молодом представителе государства, в какой мере он освоит чрезвычайно важные роли – роли гражданина и патриота.

Главной задачей гражданско-патриотического воспитания является формирование чувства верности своей Родине, готовности безоговорочно выполнять гражданский долг, выступать исключительно защитником интересов Отечества, развитие социально активной в различных сферах общественной жизни личности, имеющей собственную жизненную позицию и нравственные принципы.

Обзор педагогической литературы позволяет утверждать, что эффективной педагогической технологией в образовательной парадигме ХХІ столетия стал метод проектов, способствующий формированию ключевых компетентностей современной личности. Его перспективность объясняется тем, что проектная деятельность молодежи ориентирована на приобретение и практическое применение новых знаний и навыков, формирование собственной гражданской позиции.

Ценностно-смысловые, общекультурные и коммуникативные компетенции представителей молодого поколения с высокой результативностью формируются в процессе реализации творческого проекта. Активная творческая деятельность его участников непосредственным образом связана с получением обратной связи от публики, способной дать объективную оценку проделанной работе, которая чрезвычайно важна для стимуляции последующего самосовершенствования подростков.

Центром творческого проекта становится творческий продукт – результат самореализации участников проектной деятельности, который они демонстрируют публике. Как правило, творческим продуктом становится созданное одним автором произведение искусства (стихотворение, прозаическое или драматическое произведение, музыкальная композиция или произведение живописи) или же результат коллективного творчества (альманах, сборник стихотворений соавторов, музыкальное произведение, созданное в тандеме «композитор-поэт-исполнитель», театральная постановка и т.п.).

Инновационным опытом в системе гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «Специализированная школа № 115 г. Донецка» стала реализация стартовавшего в 2015 году под руководством учителя русского языка и литературы Бабич И.Н. творческого проекта «Литературная гостиная».

Участниками этого долгосрочного проекта становятся ученики разных возрастных категорий (5-11 классы), изъявившие желание быть частью мобильного коллектива с целью реализации своих творческих способностей в процессе организации и проведения мероприятия, главной целью которого является гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

Диапазон творческой деятельности участников проекта «Литературная гостиная» широк:

– соавторство в создании сценария мероприятия;

– декламация стихотворений;

– игра на музыкальных инструментах (гитара, фоно, скрипка, кларнет);

– исполнение под аккомпанемент песен известных музыкантов;

– создание и исполнение собственного музыкального произведения;

– хореографическая постановка;

– исполнение хореографических этюдов;

– участие в инсценировках;

– подбор реквизита для мероприятия;

– создание презентации Power Point для мероприятия;

– аранжировка;

– создание афиши и пригласительных билетов для мероприятия;

– фото- или видеорепортаж о мероприятии;

– монтаж видеоматериалов и публикация их на различных ресурсах.

В течение шести лет успешной реализации творческого проекта «Литературная гостиная» его участниками создан ряд уникальных творческих продуктов:

– театрализованная презентация резонансного сборника стихотворений донецких поэтов «Мой город охрип от молитв», опубликованного издательским домом «Edit», продемонстрировавшая общественности произведения ряда авторов-соотечественников, поднявших актуальную для нас проблему;

– презентация первой книги трилогии Ирины Бабич «Судьбы», номинированной в 2014 году на Национальную литературную премию, состоявшаяся на базе Центра духовного возрождения Донбасса;

– освещенная СМИ театрализованная презентация сборника сказок Ирины Бабич «Радужные сказки», включенного МОН ДНР в 2021 году в Программу учебного предмета общеобразовательных школ «Родная (русская) литература»;

– театрализованная презентация сборника стихотворений члена Российского союза писателей Ирины Бабич «Сердечные четки» на базе центра «КиноКульт»;

– театрализованная презентация сборника стихотворений члена Союза писателей ДНР Ирины Горбань «Сезон градов»;

– театрализованная презентация творчества членов Союза писателей Донецкой Народной Республики (Владислава Русанова, Владимира Скобцова, Анны Ревякиной, Ирины Горбань), чьи стихотворения были представлены не только авторами, но и в оригинальной интерпретации участников проекта;

– театрализованная презентация общественной деятельности и литературного творчества донецкого краеведа, поэта и журналиста Александра Гросова;

– литературная гостиная с деканом Донецкого Национального университета, членом Союза писателей Донецкой Народной Республики, Вячеславом Исаевичем Теркуловым;

– театрализованная презентация профессиональной деятельности издательского дома «Edit», приуроченная к 15-летию со дня его основания;

– концерт-реквием для участников ВОВ и военнослужащих Донецкой Народной Республики, приуроченный празднованию 9 Мая, состоявшийся на базе Центра духовного возрождения Донбасса;

– мультимедийный проект «Патриотами не рождаются – патриотами становятся», реализованный совместно с военнослужащими Донецкой Народной Республики для учащихся 5 классов МБОУ «Специализированная школа № 115 г. Донецка» на базе Центра духовного возрождения Донбасса;

– презентация первого в Донецкой Народной Республики журнала для молодежи «Ровесники» с публикациями нескольких участников творческого проекта;

– мультимедийный проект «Все начинается с любви» на базе культурного пространства «Куприн»;

– мюзикл «Муха-Цокотуха», представленный воспитанникам донецкой школы-интерната № 10 на базе центра «КиноКульт», учащимся 1-4 классов МБОУ «Специализированная школа № 115 г. Донецка».

В процессе реализации творческого проекта «Литературная гостиная» его участники предоставляется возможность личного знакомства и живого, непосредственного общения с политиками и общественными деятелями Донецкой Народной Республики, выдающимися деятелями культуры и искусства, молодыми, но уже прославленными в литературных кругах поэтами и писателями РФ, ветеранами ВОВ и военнослужащими-защитниками ДНР, представителями СМИ.

В ходе работы над проектом его участникам предоставляется шанс в полной мере проявить личностные качества и способности, креативность мышления, совершенствовать приобретенные образования в школе или дополнительного образования навыки.

Знакомство с произведениями литературы, музыки и изобразительного искусства соотечественников и приглашаемых Русским центром гостей становится мощной мотивацией учащихся к собственной творческой деятельности, результатом которой становится создание участниками проекта разножанровых стихотворений, сказок и философских миниатюр, сценариев театральных и хореографических постановок, музыкальных произведений (музыка на стихи современных поэтов, рэп), произведений живописи с применением современных технологий (иллюстрирование сборников стихов или сказок, рисунки кофе), дизайн обложек сборников стихотворений, верстка школьного СМИ «Стопятнашка», создание школьного видеоканала «Школьное телевидение» с регулярной публикацией актуального для молодежной аудитории контента гражданско-патриотического содержания.

Каждый этап работы над созданием нового творческого продукта способствует

– становлению активной гражданской позиции участников проекта,

– эволюции сознания молодого представителя современного общества,

– совершенствованию в себе лучших качеств, среди которых благородство, искренность, духовность, патриотизм, толерантность, верность моральным принципам,

– осознанию необходимости сохранять историческую память своего народа,

– развитию любви и бережного отношения к памятникам культуры и искусства,

– формированию объективной точки зрения о поднятых в прочитанных ими художественных произведениях донецких авторов проблемах,

– расширению кругозора,

– развитию творческого потенциала личности.

Список литературы

1. Полат Е.С. Как рождается проект. М.: ИСО РАО, 1995. 87 с.

2. Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя. Симферополь: Ната, 2007.

3. Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО(У) : метод. пособие / Е. П. Макеенко, Е. В. Сипачёва, В. С. Ищук [и др.]; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк : Истоки, 2018. – 44 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебные пособия. – М.: Народное образование, 1998.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога