ПРАКТИКУМ
«ТРАНСЛЯЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЯХ – ЭФФЕКТИВНЫЙ
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА К ЕРЭ, ЕГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Бабич И. Н.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа с углубленным изучением
иностранных языков №115 города
Донецка»,
учитель высшей
категории, учитель-методист
г. Донецк, ДНР
Дистанционное образование
стало решением ряда актуальных проблем обучения, выстроило собственные модели,
широко внедряемые во все этапы получения знаний.
Широкое развитие
информационных и коммуникационных технологий открыло новые горизонты такой
форме, позволило воплотить в жизнь ранее недоступные возможности.
Обучение выпускника школы в
этой системе, его подготовка к ЕРЭ – это индивидуальный и гибкий процесс.
Существует возможность выстроить собственный учебный план, осваивать материал в
своем темпе, делать акцент на тех сферах, которые интересны ученику. Именно
такая гибкость и адаптивность дает огромное преимущество дистанционному
обучению, она позволяет не только оптимизировать время и программу, но и
снизить стресс-фактор для всех участников процесса.
Более постоянное
взаимодействие и обратную связь от преподавателя значительно повышает
фактический контроль за освоением материала, дает дополнительную возможность
помочь ученику, позволяет изучить интересующую тему глубже.
Возможность внедрения
современных коммуникативных средств, инновационных методов и передовых
наработок формирует модель подготовки к ЕРЭ выпускника, вооруженного
современными и актуальными знаниями и навыками.
В условиях дистанционного
обучения для качественной подготовки учащихся 11-х классов к ЕРЭ по русскому
языку целесообразно использовать ресурсы популярных в молодежной среде
социальных сетей.
В процессе практикума
педагоги смогут путем сравнительного анализа
·
выявить преимущества социальной сети Вконтакте для реализации
поставленных задач;
·
познакомиться с такой формой работы с учащимися online как
трансляция;
·
рассмотреть и применить на практике предложенный алгоритм
проведения трансляции Вконтакте.
Участникам практикума
необходимо иметь гаджет (смартфон или планшет) с любым доступным способом
выхода в Интернет.
ПРЕИМУЩЕСТВА
СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ
Участники
практикума отвечают на предложенные вопросы:
·
Какие социальные сети вам известны?
·
Пользователем каких социальных сетей являетесь вы лично?
·
На чем основывался ваш выбор этой или этих социальных сетей?
·
Какие цели вы реализуете, будучи пользователем названных
социальных сетей?
Посредством
ответов на заданные вопросы и коллективного сравнительного анализа особенностей
названных социальных сетей выстраивается ряд преимуществ наиболее популярной
особенно в молодежной среде сети Вконтакте:
·
доступность регистрации без возрастных и региональных ограничений;
·
отсутствие территориальных и технических ограничений для
входа в созданный аккаунт, т.к. пользователь данной социальной сети может
воспользоваться как проводным, так и беспроводным Интернетом, прибегнув к
подключению посредством стационарного компьютера или же в любой зоне Wi-Fi с
помощью мобильного приложения;
·
возможность создавать тематические сообщества либо вступать в
уже созданные;
·
возможность осуществлять индивидуальную или коллективную
переписку посредством личных сообщений или созданной для группы лиц беседы;
·
возможность создавать группу для коллективного общения
посредством телефонных звонков, в которую могут быть включены даже не
зарегистрированные Вконтакте люди;
·
наличие востребованной в молодежной среде форме общения с
друзьями и подписчиками, предполагающей обратную связь, – трансляции, которой,
в частности и будет посвящен практикум.
ФУНКЦИИ ТРАНСЛЯЦИИ ВКОНТАКТЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГИА
Участники практикума
отвечают на предложенные вопросы:
·
Какие средства регулярного online контакта с учащимися в
рамках их подготовки к ЕРЭ вам известны?
·
Какой информацией о функциях прямого эфира или трансляции в
социальных сетях вы владеете?
·
Каковы преимущества данной
формы коммуникации для организации и проведения коллективных занятий online с
учащимися в рамках их подготовки к ЕРЭ?
Выводы участников практикума:
·
социальные сети Instagram и Вконтакте предлагают своим
пользователям возможность общения online посредством прямых эфиров или
трансляций;
·
трансляция Вконтакте, самой популярной в молодежной среде
социальной сети, позволяет регулярно общаться online с классом или группой
учащихся.
Занятия online посредством
трансляции Вконтакте имеют ряд преимуществ:
·
мобильность участников трансляции, которые могут осуществлять
или смотреть ее без территориальных ограничений;
·
свободный график трансляций, удобный для всех участников,
заранее согласованный с ними;
·
возможность многократного повторного просмотра уже проведенной
трансляции, сохраненной в аккаунте ее организатора, что позволяет учащимся
уточнять и систематизировать ранее полученную информацию;
·
возможность немедленной обратной связи с организатором и
другими участниками трансляции посредством комментариев, которые можно
адресовать собеседниками в процессе трансляции.
Таким образом, трансляция
Вконтакте дает позволяет учителю организовать регулярные коллективные занятия
online с учащимися по заранее согласованному с ними графику.
В рамках этих
занятий учитель имеет возможность:
·
знакомить учащихся со структурой и алгоритмом создания
творческого задания к изложению на ГИА;
·
анализировать особенности каждого творческого задания из
сборника изложений для ГИА;
·
рекомендовать учащимся и обсуждать с ними план конкретного
творческого задания, синтаксические конструкции для аргументации собственной
точки зрения;
·
предлагать учащимся возможные для каждого творческого задания
примеры из мировой литературы, крылатые выражения, цитаты;
·
отвечать в прямом эфире на вопросы учащихся, возникающие в
процессе выступления педагога в рамках трансляции, предложенные учителю в
комментариях к трансляции.
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСЛЯЦИИ ВКОНТАКТЕ
Для эффективной реализации поставленных
педагогом задач следует правильно организовать трансляцию Вконтакте.
Целесообразно
воспользоваться следующим алгоритмом:
·
Посредством созданной Вконтакте беседы, участниками которой становятся
все потенциальные участники будущей трансляции, учитель публикует оповещение о
дате проведения трансляции.
·
В процессе коллективного обсуждения выбирается наиболее
приемлемое для подавляющего большинства время трансляции.
·
Учителем устанавливаются временные рамки трансляции – 15
минут (в этот временной промежуток
педагог делает анализ проблемного вопроса творческого задания, предлагает
структуру создания текста на заданную тему и возможные примеры из жизни и
мировой литературы).
В данной беседе учитель
оповещает учащихся о том, чем им необходимо будет пользоваться в процессе
трансляции: сборник изложений для ЕРЭ (в печатном или электронном виде),
блокнот или гаджет для будущих заметок.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАНСЛЯЦИИ ВКОНТАКТЕ
Предваряя практическую работу – проведение трансляции
Вконтакте, педагогов – участников практикума целесообразно познакомить с
алгоритмом осуществления прямого эфира в данной социальной сети:
·
Проверка состояния и функций гаджета, предназначенного для
проведения трансляции.
·
Проверка наличия Интернет соединения на данном гаджете.
·
Вход в собственный аккаунт Вконтакте.
· Выбор на панели личной страницы значка «Клип».
·
Установка гаджета и выбор правильного ракурса фронтальной
камеры для качественного воспроизведения видео.
·
Кликнуть в левом нижнем углу монитора «Прямой эфир».
·
Кликнуть значок «Начать трансляцию».
·
Через несколько секунд отсчета, воспроизводимого на экране
гаджета, приветствовать участников трансляции.
·
Поэтапно излагать подготовленный для учащихся материал.
·
После каждого этапа обращаться к участникам трансляции с
вопросом о степени усвоения ими полученной информации, с предложением задавать
возникшие в процессе выступления педагога вопросы в комментариях.
·
Дать компетентные ответы на полученные вопросы учащихся.
·
По окончании сеанса напомнить учащимся, что данная трансляция
будет сохранена в аккаунте ее организатора, и они смогут осуществить повторный
просмотр в случае возникновения трудностей в процессе работы над написанием
творческого задания, проанализированного в ходе данной трансляции.
·
Попрощаться с участниками трансляции и напомнить им о дате и
времени следующего сеанса связи.
·
Кликнуть на мониторе гаджета «Завершить» и «Сохранить».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Участники практикума
объединяются в микро-группы (4-5 человек).
Каждая группа выбирает
организатора трансляции для них.
Участники каждой группы входят в свой аккаунт
Вконтакте и подают заявки в друзья выбранному организатору трансляции.
Организатор трансляции каждой группы, следуя
предложенному алгоритму, проводит короткий прямой эфир, чтобы на практике
отработать механизм действия.
Комментарии
Отправить комментарий