МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА - 2023»

Бабич Ирина Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Специализированная школа № 115 г. Донецка»,

специалист высшей категории, учитель-методист

 

Среди современных средств организации образования превалирует интегрированное обучение с использованием межпредметных связей и инновационных педагогических технологий. Базовой педагогической технологией в образовательной парадигме ХХІ столетия стал метод проектов, способствующий формированию ключевых компетентностей учащихся. Проблемная, исследовательская, конструктивная по своей сути проектная деятельность требует от учащихся умения размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию, опираясь на знание фактов изучаемого явления, на свой и чужой опыт.

При использовании проектной технологии решается целый ряд задач: развиваются познавательные навыки учащихся; формируется умение самостоятельно конструировать свои знания; формируется умение ориентироваться в информационном пространстве; активно развивается критическое мышление в сфере коммуникации.

На своих уроках я использую исследовательские, информационные, творческие, ролевые проекты.

Главной целью исследовательского проекта является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов (известных и апробированных) Этот проект всегда ориентирован на практику. Он не ищет чего-то нового, он решает реальную проблему с помощью уже известных знаний и способов решения проблемы.

Данный вид проектов эффективно применяется мною с 2012 года. За истекший период учащимися под моим руководством были успешно реализованы несколько научно-исследовательских проектов: «Эволюция образа героя в русском историческом романе ХIХ века»; «Эволюция жанра сонета: Данте, Петрарка, Шекспир»; «Объективность и заангажированность современных СМИ»; «Феномен фанфикшн как мощный мотиватор читателя к собственной литературной деятельности»; «Влияние мультипликационной продукции на формирование культуры детской речи»; «Типажи преступников и закономерность их наказания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; «Интерквел Ирины Бабич «Жребий брошен». Новаторство композиции романа».

Среди авторов данных проектов победители и призеры муниципального и республиканского этапов конкурса-защиты научно-исследовательских работ членов МАН, муниципального конкурса «Мое первое открытие», лауреат Республиканского конкурса «Русский Донбасс».

Проектирование поощряет учеников изучать мировую литературу, учит оперировать приобретенными умениями и навыками в процессе чтения оригинальных и переводных художественных текстов; определять в прочитанном произведении тему, основные проблемы, художественные описания; различать сюжет и композицию, основные жанры; обсуждать различные культурные и литературные аспекты, связанные с изучением отдельных тем, работая как индивидуально, так и в команде.

Чрезвычайно эффективен в решении ряда задач применяемый мною метод мультимедийного проекта. Технологии мультимедиа позволяют использовать текст, графику, видео, анимацию в интерактивном режиме, чем расширяют области внедрения ИКТ в учебном процессе. Таким образом, благодаря интерактивности и интеграции наглядной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых, повышению их мотивации к собственной творческой деятельности, метод мультимедийного проекта является эффективной образовательной технологией.

Мультимедийный проект – это современный компьютерный продукт, объединяющий текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Такие проекты расширяют объем знаний и спектр навыков учащихся, способствуют развитию коммуникативных связей в процессе их создания и реализации.

В процессе реализации мультимедийного проекта формируются и развиваются рефлексивные и поисковые (исследовательские) навыки учащихся; навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также лингвистические, литературные способности достойно представлять и защищать свой проект, следовательно, применение мультимедиа-технологий актуализирует межпредметные связи.

Опыт показывает, что внедрение в процесс обучения мультимедийного оборудования открывает значительные возможности для повышения качества образования учащихся, предоставляет им условия для создания собственных мультимедийных проектов, презентуемых на таких интерактивных уроках, как урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, мультимедиа-урок.

Особая роль в работе над созданием мультимедийного проекта отводится формированию межкультурной, коммуникативной и медийной компетенций учащихся на основе использования возможностей Интернет-ресурсов и различных прикладных программ.

Критерии оценивания ученических мультимедийных проектов я считаю очень важным аспектом в реализации данного метода. Утвержденные при моем участии группой учащихся-«экспертов», они предусматривают актуальность проблемы, ее обоснованность, полноту раскрытия темы; самостоятельность в планировании и выполнении работы; привлечение знаний из других областей наук; решение задач творческого характера с элементами новизны; активность участников в создании проекта; оформление результатов проекта в соответствии с требованиями; качество презентации проекта, возможность его широкого применения.

Проектная деятельность учащихся успешно сочетает индивидуальную и коллективную работу, направленную на достижение общего результата, которым становится формирование комплекса взаимосвязанных компетенций, развивающих образовательный, коммуникативный, интерактивный, рефлексивный, продуктивный компоненты деятельности учащихся.

Созданные и использованные в процессе интегрированных уроков мультимедийные проекты учащихся разнообразны: электронные альманахи, электронные справочники, энциклопедии с гиперссылками, тематические видеоролики, мультимедийные презентации, сопровождаемые анимацией, видеорядом, виртуальные экскурсии по произведениям литературы, виртуальные учебные пособия по тематическим разделам курса, веб-сайты, интерактивные игры, написанные на одном из языков программирования.

Методическая разработка «Мультимедийный проект как эффективный метод формирования ключевых компетентностей учащихся на интегрированных уроках словесности» с 05.11.2018 по 01.02.2019 прошла апробацию в общеобразовательных учреждениях Кировского района: МОУ «Школа № 69 г. Донецка», МОУ «Школа № 77 г. Донецка». Получены позитивные результаты: использованные педагогами уроки и внеклассные мероприятия, предложенные в методической разработке, создали условия для повышения познавательной активности учащихся, возрастания интереса к получаемым знаниям. Выявлена позитивная динамика развития личности отдельных учащихся.

Приобрести литературное образование в большем объеме, чем предусматривает школьная программа, можно посредством реализации творческого проекта. Центром творческого проекта является продукт – результат самореализации участников проектной деятельности, который они демонстрируют публике.

Инновационным опытом стала реализация стартовавшего в 2015 году под моим руководством долгосрочного творческого проекта «Литературная гостиная». В процессе реализации данного проекта предполагаются осознанное, творческое чтение учащимися художественных произведений разных жанров, не включенных в школьную программу и рекомендованных программой курса «Родная (русская) литература»; выразительное чтение художественного текста; анализ и интерпретация произведения; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; встречи с современными представителями литературы Донецкого края; театрализованные презентации произведений донецких писателей и поэтов; развитие навыков создания собственных произведений публицистического стиля (интервью, заметок в школьную газету «Стопятнашка» и республиканской журнал «Ровесники», репортажей о мероприятиях-встречах с поэтами и писателями Донбасса); создание собственных поэтических и прозаических произведений; участие в творческих конкурсах в качестве автора произведения.

В течение шести лет успешной реализации проекта «Литературная гостиная» его участниками создан ряд уникальных творческих продуктов: коллективный сборник сказок «Времена года», иллюстрированный авторами - учащимися 5-х классов; видеоролик с декламацией собственного поэтического произведения в рамках общешкольного конкурса «ВидеоСТИХиЯ»; театрализованная презентация резонансного сборника стихотворений донецких поэтов «Мой город охрип от молитв»; освещенная СМИ театрализованная презентация сборника сказок Ирины Бабич «Радужные сказки», включенного МОН ДНР в 2021 году в Программу учебного предмета общеобразовательных школ «Родная (русская) литература»; театрализованная презентация сборника стихотворений члена Союза писателей ДНР Ирины Горбань «Сезон градов»; презентация первого в Донецкой Народной Республики журнала для молодежи «Ровесники» с публикациями нескольких участников творческого проекта; мюзикл «Муха-Цокотуха», поставленный по сценарию ученического коллектива – представителей творческого проекта.

Каждый этап работы над созданием нового творческого продукта способствует становлению активной гражданской позиции участников проекта, эволюции сознания молодого представителя современного общества, совершенствованию в себе лучших качеств, среди которых благородство, искренность, духовность, патриотизм, толерантность, верность моральным принципам, развитию творческого потенциала личности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога