МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА -
2023»
Бабич Ирина Николаевна
учитель
русского языка и литературы
МБОУ
«Специализированная школа № 115 г. Донецка»,
специалист
высшей категории, учитель-методист
Среди современных средств организации образования превалирует интегрированное обучение с использованием межпредметных связей и инновационных педагогических технологий. Базовой
педагогической технологией в образовательной парадигме ХХІ столетия стал метод проектов, способствующий
формированию ключевых компетентностей учащихся. Проблемная, исследовательская, конструктивная по своей сути проектная
деятельность требует от учащихся умения размышлять, сопоставлять разные точки
зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию, опираясь на знание фактов изучаемого явления, на свой и чужой опыт.
При использовании проектной технологии
решается целый ряд задач: развиваются познавательные навыки учащихся; формируется
умение самостоятельно конструировать свои знания; формируется умение
ориентироваться в информационном пространстве; активно развивается критическое
мышление в сфере коммуникации.
На своих уроках я использую исследовательские, информационные,
творческие, ролевые проекты.
Главной целью исследовательского проекта является выдвижение и проверка
гипотезы с использованием современных научных методов (известных и
апробированных) Этот проект всегда ориентирован на практику. Он не ищет чего-то
нового, он решает реальную проблему с помощью уже известных знаний и способов
решения проблемы.
Данный вид проектов эффективно применяется мною с 2012 года. За истекший
период учащимися под моим руководством были успешно реализованы несколько
научно-исследовательских проектов: «Эволюция образа героя в русском
историческом романе ХIХ века»; «Эволюция
жанра сонета: Данте, Петрарка, Шекспир»; «Объективность и заангажированность
современных СМИ»; «Феномен фанфикшн как мощный мотиватор читателя к собственной
литературной деятельности»; «Влияние мультипликационной продукции на формирование
культуры детской речи»; «Типажи преступников и закономерность их наказания в
романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; «Интерквел Ирины Бабич «Жребий
брошен». Новаторство композиции романа».
Среди авторов данных проектов победители и
призеры муниципального и республиканского этапов конкурса-защиты научно-исследовательских
работ членов МАН, муниципального конкурса «Мое первое открытие», лауреат
Республиканского конкурса «Русский Донбасс».
Проектирование поощряет учеников изучать
мировую литературу, учит оперировать приобретенными умениями и навыками в
процессе чтения оригинальных и переводных художественных текстов; определять в
прочитанном произведении тему, основные проблемы, художественные описания;
различать сюжет и композицию, основные жанры; обсуждать различные культурные и
литературные аспекты, связанные с изучением отдельных тем, работая как
индивидуально, так и в команде.
Чрезвычайно эффективен в решении ряда задач применяемый мною метод
мультимедийного проекта. Технологии мультимедиа позволяют использовать текст,
графику, видео, анимацию в интерактивном режиме, чем расширяют области
внедрения ИКТ в учебном процессе. Таким образом, благодаря интерактивности и
интеграции наглядной информации, возможности учитывать индивидуальные
особенности обучаемых, повышению их мотивации к собственной творческой
деятельности, метод мультимедийного проекта является эффективной
образовательной технологией.
Мультимедийный проект – это современный компьютерный продукт,
объединяющий текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию
(мультипликацию). Такие проекты расширяют объем знаний и спектр навыков
учащихся, способствуют развитию коммуникативных связей в процессе их создания и
реализации.
В процессе реализации мультимедийного проекта
формируются и развиваются рефлексивные и поисковые (исследовательские) навыки
учащихся; навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также
лингвистические, литературные способности достойно представлять и защищать свой
проект, следовательно, применение мультимедиа-технологий актуализирует
межпредметные связи.
Опыт показывает, что внедрение в процесс обучения
мультимедийного оборудования открывает значительные возможности для повышения
качества образования учащихся, предоставляет им условия для создания
собственных мультимедийных проектов, презентуемых на таких интерактивных уроках,
как урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-экспедиция,
урок-исследование, мультимедиа-урок.
Особая роль в работе над созданием мультимедийного
проекта отводится формированию межкультурной, коммуникативной и медийной
компетенций учащихся на основе использования возможностей Интернет-ресурсов и
различных прикладных программ.
Критерии оценивания ученических мультимедийных проектов я
считаю очень важным аспектом в реализации данного метода. Утвержденные при моем
участии группой учащихся-«экспертов», они предусматривают актуальность
проблемы, ее обоснованность, полноту раскрытия темы; самостоятельность в
планировании и выполнении работы; привлечение знаний из других областей наук;
решение задач творческого характера с элементами новизны; активность участников
в создании проекта; оформление результатов проекта в соответствии с
требованиями; качество презентации проекта, возможность его широкого
применения.
Проектная деятельность учащихся успешно сочетает
индивидуальную и коллективную работу, направленную на достижение общего
результата, которым становится формирование комплекса взаимосвязанных
компетенций, развивающих образовательный, коммуникативный, интерактивный,
рефлексивный, продуктивный компоненты деятельности учащихся.
Созданные
и использованные в процессе интегрированных уроков мультимедийные проекты
учащихся разнообразны: электронные альманахи, электронные справочники,
энциклопедии с гиперссылками, тематические видеоролики, мультимедийные
презентации, сопровождаемые анимацией, видеорядом, виртуальные экскурсии по
произведениям литературы, виртуальные учебные пособия по тематическим разделам
курса, веб-сайты, интерактивные игры, написанные на одном из языков
программирования.
Методическая разработка «Мультимедийный проект как
эффективный метод формирования ключевых компетентностей учащихся на
интегрированных уроках словесности» с 05.11.2018 по 01.02.2019 прошла апробацию
в общеобразовательных учреждениях Кировского района: МОУ «Школа № 69 г. Донецка», МОУ
«Школа № 77 г. Донецка». Получены позитивные
результаты: использованные педагогами уроки и внеклассные мероприятия,
предложенные в методической разработке, создали условия для повышения
познавательной активности учащихся, возрастания интереса к получаемым знаниям.
Выявлена позитивная динамика развития личности отдельных учащихся.
Приобрести
литературное образование в большем объеме, чем предусматривает школьная
программа, можно посредством реализации творческого проекта. Центром творческого проекта является продукт – результат самореализации
участников проектной деятельности, который они демонстрируют публике.
Инновационным опытом стала
реализация стартовавшего в 2015 году под моим руководством долгосрочного
творческого проекта «Литературная гостиная». В процессе реализации данного проекта
предполагаются осознанное, творческое чтение учащимися художественных
произведений разных жанров, не включенных в школьную программу и
рекомендованных программой курса «Родная (русская) литература»; выразительное
чтение художественного текста; анализ и интерпретация произведения; целенаправленный
поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; встречи
с современными представителями литературы Донецкого края; театрализованные
презентации произведений донецких писателей и поэтов; развитие навыков создания
собственных произведений публицистического стиля (интервью, заметок в школьную
газету «Стопятнашка» и республиканской журнал «Ровесники», репортажей о
мероприятиях-встречах с поэтами и писателями Донбасса); создание собственных
поэтических и прозаических произведений; участие в творческих конкурсах в
качестве автора произведения.
В
течение шести лет успешной реализации проекта «Литературная гостиная» его
участниками создан ряд уникальных творческих продуктов:
коллективный сборник сказок «Времена года», иллюстрированный авторами -
учащимися 5-х классов; видеоролик с декламацией
собственного поэтического произведения в рамках общешкольного конкурса
«ВидеоСТИХиЯ»; театрализованная презентация
резонансного сборника стихотворений донецких поэтов «Мой город охрип от
молитв»; освещенная СМИ театрализованная презентация сборника сказок Ирины
Бабич «Радужные сказки», включенного МОН ДНР в 2021 году в Программу учебного
предмета общеобразовательных школ «Родная (русская) литература»; театрализованная
презентация сборника стихотворений члена Союза писателей ДНР Ирины Горбань
«Сезон градов»; презентация первого в Донецкой Народной Республики журнала для
молодежи «Ровесники» с публикациями нескольких участников творческого проекта; мюзикл
«Муха-Цокотуха», поставленный по сценарию ученического коллектива –
представителей творческого проекта.
Каждый
этап работы над созданием нового творческого продукта способствует становлению
активной гражданской позиции участников проекта, эволюции сознания молодого
представителя современного общества, совершенствованию в себе лучших качеств,
среди которых благородство, искренность, духовность, патриотизм, толерантность,
верность моральным принципам, развитию творческого потенциала личности.
Комментарии
Отправить комментарий