МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ СЛОВЕСНОСТИ

 

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 115 ГОРОДА ДОНЕЦКА 

БАБИЧ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

АННОТАЦИЯ

Бабич И.Н. Мультимедийный проект как эффективный метод формирования ключевых компетентностей учащихся на интегрированном уроке словесности: Проект. - Донецк, 2017.

В данной работе исследуется сущность понятий  «интегрированный урок», «мультимедийный проект», виды мультимедийных проектов, внедряемых на интегрированных уроках словесности.

Большое внимание уделено обоснованию необходимости данного метода на уроках вышеуказанного курса как наиболее эффективного способа развития ключевых компетентностей школьников.

     Прил. 6. Библиография: 5 наименований.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

·        научно-методическое: Государственные стандарты образования и учебные программы, научно - методическая литература.

·        материально - техническое: компьютер, сканер, программы для создания публикаций, программы для текстового редактора, программы для создания электронных презентаций, видеороликов, средства связи с Интернет, мультимедийное оборудование.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

І. ВВЕДЕНИЕ

1. Обоснование актуальности проблемы.

2. Цели и задачи проекта.

3. Ожидаемые результаты.

ІІ. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Систематизация   информации   о   мультимедийном  проекте  как  об инновационном методе обучения учащихся на интегрированных уроках.

2. Внедрение мультимедийного проекта на интегрированных уроках словесности.

3. Мониторинг.

ІІІ. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Среди современных средств организации личностно-ориентированного образования в настоящее время превалирует метапредметное обучение, подразумевающее проведение уроков с широким использованием межпредметных связей и инновационных педагогических технологий.

Обзор педагогической литературы позволяет утверждать, что базовой педагогической технологией в образовательной парадигме ХХІ столетия стал метод проектов, способствующий формированию ключевых компетентностей учащихся. Его перспективность объясняется тем, что проектная деятельность учащихся ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их практическое применение и приобретение новых. Проблемная, исследовательская, конструктивная по своей сути проектная деятельность требует от учащихся умения размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию, опираясь на знание фактов и закономерностей изучаемого явления, на свой и чужой опыт.

Наиболее эффективен в решении этих задач метод мультимедийного проекта. Технологии мультимедиа позволяют использовать текст, графику, видео, анимацию в интерактивном режиме, чем расширяют области внедрения ИКТ в учебном процессе. Таким образом, благодаря интерактивности и интеграции наглядной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых, повышению их мотивации в деятельности, метод мультимедийного проекта является эффективной образовательной технологией.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

·        Систематизация информации о мультимедийном проекте в рамках интегрированного урока.

·        Обоснование преимуществ данного метода на интегрированных уроках словесности, эффективности в формировании ключевых компетентностей учащихся.

·        Презентация моделей интегрированного урока художественной культуры с внедрением метода мультимедийного проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе формирования ключевых компетентностей учащихся методом мультимедийного проекта предполагаются следующие результаты:

·        рациональное объединение индивидуальных и групповых видов деятельности учащихся в процессе создания проекта;

·        мотивирование учащихся к самообразованию, изучению и активному применению ИКТ, к собственной творческой деятельности;

·        формирование навыков формулировать собственную точку зрения, толерантного отношения к чужому мнению, стимулирование уч-ся к самостоятельному принятию тактических и стратегических решений,  преодоление проявлений подросткового максимализма;

·        проведение уроков - путешествий, интерактивных игр, конференций, телемостов, фестивалей с целью реализации полученных навыков.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

1.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОЕКТЕ КАК ОБ ИННОВАЦИОННОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Мультимедийный проект - это современный компьютерный продукт, объединяющий текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Такие проекты расширяют объем знаний и спектр навыков учащихся, способствуют развитию коммуникативных связей в процессе их создания и реализации.

Программа изучения отдельных предметов, в частности, литературы предусматривает широкую интеграцию с историей, философией, эстетикой, искусствоведением и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Задача учителя - в процессе интегрированного урока научить школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, привлекая для этой цели знания из разных областей наук.

Эффективным методом такого обучения является метод мультимедийного проекта, в процессе работы над созданием которого у учащихся формируются и развиваются рефлексивные и поисковые (исследовательские) навыки; навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также лингвистические, литературные способности достойно представлять и защищать свой проект, следовательно, применение мультимедиа-технологий актуализирует межпредметные связи.

В разработке мультимедийного проекта может принимать участие как один учащийся, так и группа учащихся из одного, разных классов и даже из разных школ. К такому типу проектов предъявляется ряд требований:

·        связь с учебной программой или планом учебно-воспитательной работы;

·        содержание проекта глубоко раскрывает тему, оно понятно, представлено логично и удобно для восприятия, самостоятельные исследования учащихся иллюстрируют основополагающие вопросы;

·        креативность проекта, наличие оригинальных идей, творческого подхода к исследованию, использование широкого спектра первоисточников;

·        использование мультимедийных средств, богатство оригинальных элементов мультимедиа, усиливающих содержательную часть проекта и помогающих восприятию наиболее сложных вопросов;

·        использование педагогических технологий (технологии обучения в сотрудничестве);

·        содержание проекта и элементы дизайна представляют собой обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации, способствующее творческому развитию учащихся.

   2. ВНЕДРЕНИЕ  МУЛЬТИМЕДИЙНОГО  ПРОЕКТА  НА  ИНТЕГРИРОВАННЫХ

      УРОКАХ  СЛОВЕСНОСТИ

 Курс «Литература» интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно – эстетического цикла: обществознания, истории, литературы.

Преимуществом интегрированного урока является большая содержательная емкость учебного материала, чрезвычайная лаконичность и четкость его подачи, взаимопроникновение интегрируемых предметов на всех этапах урока и огромная информативность.

Опыт показывает, что внедрение в процесс обучения мультимедийного оборудования, которым оснащен школьный кабинет словесности, открывает значительные возможности для повышения качества образования учащихся, предоставляет им условия для создания и презентации собственных мультимедийных проектов, внедряемых на таких интерактивных уроках, как

·        урок-экскурсия;

·        урок-путешествие;

·        урок-экспедиция;

·        урок-исследование;

·        мультимедиа-урок.

Их основополагающая цель - формирование познавательной, информационной, поликультурной, гражданской компетентностей учащихся.

Особая роль в работе над созданием мультимедийного проекта отводится формированию межкультурной, коммуникативной и медийной компетенций учащихся на основе использования возможностей Интернет-ресурсов и различных прикладных программ.

На вводном уроке курса я предлагаю учащимся участие в создании групповых проектов по одному из тематических блоков программы. Тема проекта должна быть четко сформулирована, чтобы мотивировать учащихся к последующей деятельности. Кроме того, мы совместно определяем конечный продукт деятельности и критерии его оценивания.

Критерии оценивания ученических мультимедийных проектов я считаю очень важным аспектом в реализации данного метода. Утвержденные при моем участии группой учащихся - «экспертов», они предусматривают:

·        актуальность проблемы, ее обоснованность, полноту раскрытия темы;

·        самостоятельность в планировании и выполнении работы;

·        привлечение знаний из других областей наук;

·        решение задач творческого характера с элементами новизны;

·        активность участников в создании проекта;

·        оформление результатов проекта в соответствии с требованиями;

·        качество презентации проекта, возможность его широкого применения.

На первом этапе создания проекта я помогаю учащимся определить проблему проекта, его цели и задачи. Применяется  метод «мозгового штурма»: участники проекта выдвигают гипотезы решения поставленной проблемы, обсуждают и обосновывают каждую из них, определяют способы анализа и обработки информации, распределяют обязанности, планируют работу группы по сбору информации. В рамках проекта им предстоит  выполнить как групповые, так и индивидуальные задания.

Далее начинается проведение исследований: определение источников информации, выявление их особенностей, получение доступа к необходимым ресурсам; сбор данных, их запись, сравнение и сопоставление; организация материала. Основная поисковая исследовательская деятельность учащихся осуществляется с помощью таких информационных технологий, как работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту, с использованием электронной почты, телеконференций, проведения социологических исследований т.д.

Таким образом, проектная деятельность учащихся успешно сочетает в себе индивидуальную и коллективную работу, направленную на достижение общего результата совместной деятельности, которым становится формирование комплекса взаимосвязанных компетенций, развивающих образовательный, коммуникативный, интерактивный, рефлексивный, продуктивный компоненты деятельности учащихся.

Созданные и использованные в процессе интегрированных уроков  художественной   культуры мультимедийные проекты учащихся разнообразны:

·        электронные фотоальбомы;

·        электронные альманахи;

·        электронные справочники, энциклопедии с гиперссылками;

·        тематические видеоролики;

·        мультимедийные презентации, сопровождаемые звуком, анимацией,

         видеорядом;

·        виртуальные экскурсии по произведениям литературы;

·        виртуальные путешествия по эпохам и странам;

·        виртуальные учебные пособия по тематическим разделам курса;

·        веб-сайты;

·        интерактивные игры, написанные на одном из языков программирования.

3. МОНИТОРИНГ

В процессе мониторинговых исследований апробации опыта метода мультимедийного проекта на уроках словесности в течение 2015-2017 гг. получены следующие результаты:

·        повышение уровня общекультурного развития учащихся

(до 3 % ежегодно);

·        повышение уровня мотивация учащихся к учебе (до 20 % ежегодно);

·        достаточный уровень межкультурной, коммуникативной и медийной компетенций учащихся (до 10 % ежегодно).

ІІІ. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

В ходе исследований выявлено, что использование созданных учащимися мультимедийных проектов позволяет организовать интегрированный урок на более высоком уровне, активизировать работу учащихся на уроке, при этом понизив физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей и повышению качества знаний по предмету. Доказательством перечисленных результатов являются высокие показатели участия школьников в конкурсах, связанных с проектной деятельностью. 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Новые педагогические информационные технологи в системе образования: Уч.пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева/Под ред. Е.С.Полат. - М.:Академия, 2003.

2. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.:ИСО РАО, 1995. - 87 с.

3. Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя: Монография. - Симферополь: Ната, 2007.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебные пособия. – М.: Народное образование, 1998.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.

 

    

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога